Что такое накат?

Вернуться [:ru]Читать[:ua]Читати[:uk]Читати[:]

Что такое накат?

Во-первых, давайте разберёмся, что такое накат. Накат — это условие, которое влияет на движение велосипеда. Необходимо понимать, что накат невозможно замерить, его можно только ощутить, при условии, что вы опытный велосипедист. Велосипедисты любители могут оценить накат, если пересядут с недорого велосипеда на дорогой.

Итак, от каких условий зависит накат? Почувствовать накатистость рамы очень достаточно сложно. Отличие заметно только у очень дорогих профессиональных моделей велосипедов. На обычном велосипеде накат рамы не играет роли. Так же, на накатистость рамы не играет роль материал, из которого она сделана. Накат лучше, чем больше диаметр колеса, т.к. маленькие ухабы дороги совсем не чувствуются. Поэтому наилучший накат будет у велосипедных колёс размера 29 дюймов.

«Накат» в словаре русского языка означает «движение по инерции». В нашем случае накат — это синоним выбега. Чем лучше накат — тем больше выбег. Физический смысл «Накатистости» рамы — это добротность колебательной системы. Она влияет на способность минимальной потери скорости при амортизации неровностей дороги. При гонках 200-300 км разница на финише будет десятки метров для одинаковых по классу велосипедов, и сотни метров для велов разного класса.

В реальной жизни вы ездите на велосипеде не по идеально ровной поверхности, а по дорогам с неровностями разных размеров. Когда колесо сталкивается с неровностью на дороге, оно получает импульс противоположный движению велосипеда (сила действия равна силе противодействия). Происходит торможение. Если неровность большая (бордюр), то торможение будет явным (вплоть до остановки). Если неровности маленькие (5-10мм), то торможение будет малозаметным. Но маленьких неровностей тысячи и миллионы. В результате на больших дистанциях они будут давать очень заметный эффект.

Задача при построении велосипеда — создать «накатистую раму», т.е. поглотить (самортизировать) импульс неровностей, при минимальном торможении велосипеда. А это задача, которая не имеет однозначного решения потому, что очень много изменчивых исходных данных — вес велосипедиста, размер неровностей, тип покрышек и колес (которые являются частью системы, но которые владелец может заменить на другие), давление в шинах — этих факторов десятки. Даже изменение посадки смещает центр тяжести и изменяет «накатистость». Поэтому у нас нет и не будет идеальной рамы.

Кроме амортизации неровностей конструктор должен максимально уменьшать резонанс, что является очень сложной задачей в условиях неопределенных исходных данных. Резонанс рамы не только тормозит движение велосипеда (уменьшает «накатистость»), но мешает работе велосипедиста, что тоже косвенно входит в понятие «накатистость».

Все эти мелочи выливаются в «накатистость рамы», которая позволяет прилагать меньше усилий для езды по каким-то типам дорог. Но накатистость данной рамы лучше всего будет работать в определенных условиях (для определенных покрытий, с определенным давлением в шинах, определенным весом велосипедиста). Угадать эти «определенности» конструктор не может. Поэтому вам остается подбирать вел для своих условий.

Если я не совсем внятно объяснил, попробуйте почувствовать это на практике. Прокатитесь на велике по идеально ровной поверхности (спортзал, бетонный пол), а потом по зернистому асфальту. Гарантирую — вы будете в шоке от разницы усилий, прилагаемых для езды. Если хотите не ощущения, а голые цифры, сравните выбег велосипеда на бетонке и на зернистом асфальте. Сравните выбег на зернистом асфальте двух велосипедов — хорошего шоссера и двухподвеса с незаблокированным амортизатором.

самым лучшим накатом обладают велосипедные колёса размера 29 дюймов

Узор покрышки. Чем агрессивней узор протектора шины вело-колеса, тем хуже накат. Чем уже ширина покрышки, тем меньше пятно контакта колеса велосипеда с поверхностью дорожного покрытия. Так же пятно контакта зависит от давления в камерах. Здесь есть прямая связь, чем меньше давление в колесах тем больше деформация покрышки велосипеда. На всех вело покрышках, даже самых дешевых китайских, всегда указывается рекомендуемый диапазон давления, пишется цифрами и буквами на боку вело покрышки.

Ходовая. Необходимо периодически смазывать все крутящиеся и подвижные вело-элементы. Чем меньше детали велосипеда трутся друг об друга, тем быстрей катится ваш велосипед.

Амортизация. Когда она работает неровности глотаются замедляя движение. К тому, же во время педалирования происходит раскачка и часть эффективного КПД теряется. Больше всего на накат зависит от задней подвески у двух подвеса и в меньшей степени от передней вилки велосипеда. На моделях средней и высокой ценовой категории есть блокировка хода, которая позволяет нивелировать гашение наката. Так же накат портит амортизационный подсидельный штырь, который, кстати, не имеет блокировки.

влияние аэродинамики на накат велосипедиста

Аэродинамика. При скорости от 25 км/ч на велосипед и велосипедиста начинает действовать лобовое сопротивление воздуха, которое замедляет накат. При езде против встречного ветра уровень воздействия замедляется до 10 км/ч. Присоединим так же посадку велосипедиста во время езды и присутствие на велосипеде дополнительных навесных компонентов, такие как, вело-крылья или вело-баул. До 25 км/ч велосипедист тратит менее 20% мощности на преодоление встречного потока. Т.е. вы воздух почти не замечаете. А на скорости 30 км/ч на преодоление сопротивления воздуха тратится уже 80% мощности.

Общая масса. Масса играет роль во время подъёма или разгона. Чем тяжелее велосипед, тем хуже накат. Ну, а если обобщить всё это несколько, то легкий велосипед с большим диаметром колёс, узкой покрышкой и минимальным рисунком протектора будет иметь наилучший накат.

Поделиться этой записью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вернуться [:ru]Читать[:ua]Читати[:uk]Читати[:]