На велосипеде Приполярной «мёртвой дорогой» Салехард-Игарка (1989 г.)

Вернуться [:ru]Читать[:ua]Читати[:uk]Читати[:]
На велосипеде Трансполярной магистралью

На велосипеде Приполярной «мёртвой дорогой» Салехард-Игарка (1989 г.)

«Пройти там, где раньше до тебя никто не ходил» не это ли мечта каждого заядлого путешественника. Вот так и мы узнав о существовании в приполярной сибирской тайге и тундре, заброшенной железной дороги подумали — а что если? ну, а поскольку в нашей группе подобрались сплошь вело туристы, то решение было принято однозначно — идти на велосипедах. Вернее с велосипедами.

Высадились на берегу Енисея в посёлке Ермаково. Чистого места, открытых площадок в этих местах не встретишь. Всюду одни озера, болота, кочки, деревья, мох и изобилие комаров и мошек. Приглядитесь к мелькающим кадрам и вы заметите над каждым из путешественников словно мерцающий ореол — это погибель рода человеческого: мошкара, гнус. От него спасались прячась в эцефалитки, надевали рукавицы и двойные штаны, но и это не всегда помогало.

na-velosipede-pripolyarnoy-mortvoy-dorogoy-salekhard-igarka

Трасса, по которой мы идем, имеет в народе страшноватое название «Мёртвая дорога». С 1949 по 1953 год по личной инициативе товарища Сталина тысячи заключенных прокладывали эту Трансполярную магистраль, протянувшуюся от Оби до Енисея. Строили быстро и в обычной секретности. В официальных бумагах фигурировали лишь цифровые обозначения: «строительство №501» и «строительство №503». В разоренной войной стране не было ни материалов, ни машин, зато в избытке была дешевая рабочая сила.

Через каждые 5-10 километров на трассе стояли лагерные колонны, содержащая до тысячи человек каждая. К началу 1953 года поезда уже ходили на 700 километров. Казалось ещё немного и приполярная дорога будет готова, но грянул март 1953 года и обнаружилось, что новая трасса никому не нужна. Возить по ней некого и нечего. После ликвидации строительства в таёжной глухомани среди озер и болот остались рельсы, мосты, паровозы, лагеря.

Всего на трассе было около ста лагерей, сейчас уцелело конечно гораздо меньше. От некоторых блок пунктов вообще ничего не осталось, но в некоторых местах в глуши постройки сохранились прекрасно, даже стекла поблескивают в оконных переплётах. В лагерных зонах стоят бараки, кухни, домики вахтенных, штрафные изоляторы, шизо. Эти домики строились на отшибе и огораживались колючей проволокой. В каждом бараке 5-6 камер, одна общая, остальные одиночки, размером три метра на полтора. Зарешётчатым окнам стекол не полагалось, печь одна на весь барак и стояла в коридоре. Как в таких условиях могли выжить заключенные? Если температура зимой здесь достигает минус 50-ти градусов.

na-velosipede-pripolyarnoy-mortvoy-dorogoy-salekhard-igarka-2

Природа прячет и поглощает следы деятельности человека. На насыпи бывшей трассы во всю разрослась молодая поросль, а особенно буйствует тайгик. Её серые упругие стволы местами образуют совершенно непроходимые переплетения, просто какие-то приполярные джунгли. Идти очень трудно, за день удается преодолеть километров 10-15, но зато двигаемся как музее железнодорожной техники. Встречаются паровозы начала века, рельсы столетней давности.

Очень много грибов и ягод, подберезовики и подосиновики растут целыми вереницами, постоянно попадаются под ногами. Кое-где они поднимают свои шляпки прямо из гнилых шпал. «Ходить по грибы» такого понятие здесь просто не существует, на ходу наклоняешься и срываешь грибы и шляпки для будущего супа, который будет вариться на обеденном привале.

na-velosipede-pripolyarnoy-mortvoy-dorogoy-salekhard-igarka-3

Стать на привал — целая проблема. Но нас спасали мосты вытертые из насыпи вечной мерзлотой, забравшись на верхушку такого моста мы устраивали там очередную остановку. Удобства очевидны: множество дров прямо под ногами, а главное ветерок наверху продувает и прогоняет ненавистную мошкару. Дежурный хлопочет у костра, занимаясь варкой очередного грибного супа такой густоты, что ложка застревает. Завхоз делит порции сухарей, сала, сахара. Ну, а остальные пользуются прекрасной возможностью немного отдохнуть, прикорнув на разогретых солнцем, гладких досках.

Две с половиной недели походных трудов по десять-двенадцать часов в сутки и позади первый самый кошмарный участок пути. Нормальных дорог на нашем пути практически не встречалось. Зато были рельсовые дороги, а также действующая рельсовая колея, проложенная МинНефтеГазПромом, поездов по ней проходит от силы два или три в сутки. Все эти факты и натолкнули нас на мысль двигаться на велосипедах по рельсам. Для этой цели была изготовлена для каждого специальная конструкция. По началу было очень непривычно себя ощущать едущим по рельсам. Сидишь высоко над землей и видишь, как переднее колесо катится по узенькой-узенькой полоске рельс, кажется вот-вот оно соскочит и велосипед на полном ходу бросится в насыпь. А вроде ничего, колеса не соскальзывают и белее того даже за руль держаться не надо — велосипед надежно установлен на рельсах.

Очень скоро мы почувствовали всю прелесть нового вида передвижения, разогнались до 15, 20 и даже 25 километров в час. Лишь механический звон стоит вокруг и постукивает дрезина при приближении настоящего поезда, вот только свистка не хватает 🙂 Не переставая крутить педали можно достать фотоаппарат и обернувшись щелкнуть едущего сзади товарища, можно разглядывать карту или делать в блокноте путёвые заметки. Плохо только,что велодрезины очень шумят при движении и поезд слышно за километр, и бывали случаи, когда местные обитатели принимали нас за приближающийся тяжелый вездеход. И еще неудобство невозможен обгон, если кто-то остановился из-за поломки или по какой-то другой причине все едущие за ним вынуждены тормозить тоже.

na-velosipede-pripolyarnoy-mortvoy-dorogoy-salekhard-igarka-4

За Надымом встретились с «мертвой дорогой», брошенная почти сорок лет назад железнодорожная колея очень сильно изуродована вечной мерзлотой — обвалы, пробоины, где ушла в болотную топь, где перекосилась. Во многих местах насыпи оголились и рельсы висят, как бельевые верёвки на высоте нескольких метров над землёй. Через такие участки приходилось передвигаться толкая дрезину перед собой и осторожно ступая за ней по рельсам как-будто по канату, к счастью падений и травм при этом не было.

И вновь заброшенные лагеря. О том как жилось их обитателям вспоминают уцелевшие ветераны строительства.

«В июле 1951 года, я провинился — возразил старшему прорабу, человеку малограмотному, но вольнонаёмному. За это меня отправили в лагерь более строгого режима. Все заключенные там страдали от цинги, выпадали зубы, тело покрывалось язвами. Умирало за ночь 20-30 человек. Итак 800-от человек хватало на месяц и ждали новых. Голод, цинга, а кормили треской солёной и хлебом. Давали листовой табак слежавшийся, он и служил стимулом в работе. Выполнил план тебе дают паёк 1200 граммов хлеба, а не выполнил только 300, а на таком скудном рационе нельзя выполнить больше нормы, вот и мёрли, а охранники ходят как палачи. Убитых и умерших хоронили в общих ямах, могилах. Над холмиков цепляли палки, над которыми цепляли таблички с номером личного дела.»

Ближе к Салехарду трасса «мертвой» железной дороги проложена вдоль берега реки Полуй, при чем она здесь сильно разрушена и заросла деревьями и кустами уткнувшись в непролазную чащу мы вынуждены были, чтобы вовремя завершить наш поход, последние сто километров пройти с помощью другого средства передвижения. И превратились неожиданно для себя в туристов водников. От пункта связи Овражный нас справляли по Полуйна на огромной моторной лодке ребята связисты. И вот заветная цель, до которой мы добирались полтора месяца, Салехард столица Ямало-Ненецкого округа.

na-velosipede-pripolyarnoy-mortvoy-dorogoy-salekhard-igarka-5

Позади у нас тысяча километров, накрученная на колёсах велосипеда. Больше половины этого пути мы прошли ведя, таща и толкая свои велосипеды через заросли и бездорожье. Около четырёхсот километров нам удалось проехать на велодрезине по старым рельсам «мёртвой дороги». Начав от Ермакова, расположенного на Енисее, у самого полярного круга мы пришли в Салехард, он тоже стоит на полярном круге. в городе даже стоит монумент обозначающий место, где проходит эта невидимая линия, но для нас обелиск этот стал знаком символизирующим конец этого труднейшего путешествия. Всё, мы прошли!

Читати новину українською

Поделиться этой записью

Комментариев

  • Korman Ответить

    действительно интересное видео о велопоходе, интересный рассказ — у автора есть еще видео обзоры?

    Четверг Октябрь 1st, 2015 at 15:50
    • hobo Ответить

      да есть, но это наиболее интересное-)

      Вторник Октябрь 6th, 2015 at 22:59
  • Максим Ответить

    отличный поход, но я как в вашей среде говорят — матрасник)) такие переходы для меня слишком тяжелыми кажутся, то ли дело автостопом по Европе покататься)

    Четверг Октябрь 22nd, 2015 at 15:46
    • hobo Ответить

      на фоне такого похода мы все матрасники)) Это действительно очень интересный и сложный поход, честно говоря ничего подобного мне испытывать не приходилось.

      Пятница Октябрь 23rd, 2015 at 00:42
    • Korman Ответить

      да не, ну его нафиг такие походы, я с Юрой (админ) пару раз ездил далеко не в такие, но все же в походы по полному бездорожью.. не знаю пока больше не хочу) Это если с Юрой едешь и впереди дорога раздваивается, — налево прекрасная утрамбованная, солнечная дорога пролегает, а на право полный трешак — болото, поваленные деревья, трава выше головы.. угадай какую он дорогу выбирает))

      и плетешься по такой дороге, перелазишь через деревья и с каждым шагом вперед понимаешь что все дальше возвращаться назад)

      Воскресенье Октябрь 25th, 2015 at 15:13
      • hobo Ответить

        ))) — а кто решил все таки идти вперед, на пролом? Лично я сдался и предлагал вернуться назад и стоит признать был неправ)

        я уже отказался от практики в соответствии с которой решаешь любыми способами пройти непроходимый бурелом, потому что по карте дальше хорошая дорога) иногда несколько сотен метров оказываются просто непроходимыми.

        Вторник Октябрь 27th, 2015 at 22:24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вернуться [:ru]Читать[:ua]Читати[:uk]Читати[:]