Що таке накат?

Повернутися

Що таке накат?

Для начала разберемся, что же такое накат. Это условие влияет на движение велосипеда. Важно помнить, что накат нельзя измерить, его можно только почувствовать, и то только имея опыт. Любители могут оценить накат пересев из дешевого велосипеда на дорогой.

“Накат” означает “движение по инерции”. В нашем случае накат – это синоним выбега. Чем лучше накат – тем больше выбежал. Физический смысл “наката” рамы – это добротность колебательной системы. Она влияет на способность минимальной потери скорости при амортизации неровностей дороги. При гонках 200-300 км разница на финише будет десятки метров для одинаковых по классу велосипедов, и сотни метров для Велов разного класса.

В реальной жизни вы ездите на велосипеде не по идеально ровной поверхности, а по дорогам с неровностями различных размеров. Когда колесо сталкивается с неравенством на дороге, оно получает импульс противоположный движению велосипеда (сила действия равна силе противодействия). Происходит торможение. Если неравенство большая (бордюр), то торможение будет явным (вплоть до остановки). Если неровности маленькие (5-10 мм), то торможение будет малозаметным. Но маленьких неровностей тысячи и миллионы. В результате на больших дистанциях они будут давать очень заметный эффект.

Задача при построении велосипеда – создать “накатисту раму”, то есть поглотить (самортизировать) импульс неровностей, при минимальном торможении велосипеда. А это задача, которая не имеет однозначного решения потому, что очень много меняющихся выходных данных – вес велосипедиста, размер неровностей, тип покрышек и колес (которые являются частью системы, но которые владелец может заменить другие), давление в шинах – этих факторов десятки . Даже изменение посадки смещает центр тяжести и меняет “накатистисть”. Поэтому у нас нет и не будет идеальной рамы.

Кроме амортизации неровностей конструктор должен максимально уменьшать резонанс, что является очень сложной задачей в условиях неопределенных исходных данных. Резонанс рамы не только тормозит движение велосипеда (уменьшает “накатистисть”), но мешает работе велосипедиста, тоже косвенно входит в понятие “накат”.

Все эти мелочи выливаются в “накатистисть рамы”, которая позволяет прилагать меньше усилий для езды по каким типам дорог. Но накат данной рамы лучше будет работать в определенных условиях (для определенных покрытий, с определенным давлением в шинах, определенным весом велосипедиста). Угадать эти “определенности” конструктор не может. Поэтому вам остается подбирать велосипед для своих условий.

Если я не совсем внятно объяснил, попробуйте почувствовать это на практике. Прокатится на велосипеде по идеально ровной поверхности (спортзал, бетонный пол), а затем по зернистом асфальта. Гарантирую – вы будете в шоке от разницы усилий, прилагаемых для езды. Если хотите не ощущение, голые цифры, сравните выбежал велосипеда на бетонке и на зернистом асфальте. Сравните выбежал на зернистом асфальте двух велосипедов – хорошего шоссера и двухподвеса с незаблокированным амортизатором.

самым лучшим накатом обладают велосипедные колёса размера 29 дюймов

Итак, от чего же зависит накат? Почувствовать накатистисть рамы очень сложно. отличие заметно только в очень дорогих моделях велосипедов. На обычном велосипеде накат рамы играет маленькую роль. И еще на накатистисть рамы не влияет материал изготовления. Чем больше колесо тем лучше накат, так как мелкие неровности трассы просто не замечаются. Поэтому лучшим накатом обладают колеса размера 29 дюймов.

Узор покрышки. Чем более агрессивный рисунок протектора тем хуже накат. Ширина покрышки велосипеда, чем она вуже тем меньше пятно контакта. На это так же влияет давление в камерах. Здесь существует прямая связь, чем меньше давление тем больше деформация покрышки. На всех покрышках, даже самых дешевых китайских, всегда указывается рекомендуемый диапазон давления, пишется цифрами и буквами на боковине Велопокрышка.

Ходовая. Вовремя смазывайте все подвижные элементы велосипеда. Чем меньше детали велосипеда трутся друг о другую тем лучше едет ваш железный конь.

Амортизация. Когда она работает неровности глотаются замедляя движение. К тому же во время педалирования происходит раскачка и часть эффективного КПД теряется. Больше всего на накат влияет задняя подвеска в двух подвеса и в меньшей степени передняя вилка. На моделях средней и высокой ценовой категории является блокирование хода, которая позволяет нивелировать тушения наката. Так же накат портит амортизационный подседельный штырь, который, кстати, не имеет блокировки.

влияние аэродинамики на накат велосипедиста

Аэродинамика. При скорости от 25 км / ч на велосипед и велосипедиста начинает действовать лобовое сопротивление воздуха, замедляя накат. При встречном ветре порог воздействия замедляется до 10 км / ч. Это зависит от посадки велосипедиста и дополнительных навесных компонетов велосипеда, например, велокрила или Велосумка. До 25 км / ч велосипедист тратит менее 20% мощности на преодоление встречного потока. То есть вы воздуха почти не замечаете. А на скорости 30 км / ч на преодоление сопротивления воздуха расходуется уже 80% мощности.

Общая масса. Особенно это заметно во время подъема или разгона. Чем труднее велосипед, тем хуже накат. Ну, а если обобщить все это коротко, то легкий велосипед с большим диаметром колес, узкой крышкой и минимальным рисунком протектора иметь лучший накат.

Поділитися цим записом

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Повернутися